Литературное чтение, итоговый тест, 4 класс 1-3 вариант
Вариант 1. Класс___________Ф.И._________________
1.Внимательно прочитай текст. Ответь на вопросы, данные после текста. Выбери из трёх ответов один правильный. Обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
Медовый дождь
Н. Сладков
На небе ни облачка, а по листьям дождь шуршит! Листья мокрые и блестящие, капельки с листьев скатываются в траву. И на лицо падают капли.
Вытираю лицо ладонью и чувствую на губах ... вкус мёда! Выставил под дождь ладонь, лизнул, понюхал - так и есть: мёд. Шуршит в лесу дождь медовый, на траве роса медвяная! А пчёл не видно, и на небе ни облачка...
Смотрю растерянно по сторонам. На мокрые листья садятся полосатые, как тигры, осы и шершни. По сырым травинкам карабкаются шустрые муравьи. И муравьи, и осы сосут медовые капли.
И вдруг понимаю, что дождинки медовые не с неба падают, а с листьев клёна! Нависли клёны как туча зелёная, из-под каждого листа падают капли. А из-под дерева – дождь!
Оказалось, на изнанке листьев расселись тли, уткнули в лист хоботки и сосут сладкий кленовый сок. Неисчислимые стада тлей! И все сосут. Сок вытекает, тли роняют капельки – шумит сладкий древесный дождь!
Для всех сладкоежек июнь в лесу – медовый месяц.
I. В каком предложении выражена главная мысль?
1) Вытираю лицо ладонью и чувствую на губах ... вкус меда!
2) И муравьи, и осы сосут медовые капли.
3) Для всех сладкоежек июнь в лесу - медовый месяц.
II. Почему в июне роса медвяная?
4) не бывает дождей;
5) тля роняет капельки кленового сока;
6) тёплые ночи.
III. Где муравьи лакомятся сладким соком?
7) на стволах клёна;
8) на изнанке листьев;
9) в траве.
2. Внимательно прочитай предложенные тексты. Определи жанр текста. Выбери из четырех ответов один правильный. После текста обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
-1-
Пестрянка
Бабочка красивая, блестящая, пёстрая. Тёмно-зелёная с красными пятнами. Только уж очень медлительная и ленивая! Подолгу сидит на одном цветке, словно дремлет. Или не спеша ощупывает его хоботком и лапками. Никуда не торопится и никого не боится.
Смотришь - и не знаешь, что красивее: цветок или пестрянка? Всем они сразу в глаза бросаются. Но ни птицы, ни ящерицы их не трогают: очень уж, оказывается, они горькие и невкусные! Потому-то и такие ленивые, потому никого не боятся!
1) Стихотворение. 2) Рассказ. 3) Сказка. 4) Басня.
-2-
Прохожие и собаки
Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой,
Как вдруг из подворотни
Дворняжка тявкнула на них;
За ней другая, там ещё две-три, и вмиг
Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни.
Один было уже Прохожий камень взял.
"И, полно, братец! - тут другой ему сказал,-
Собак ты не уймешь от лаю,
Лишь пуще всю раздразнишь стаю;
Пойдём вперёд: я их натуру знаю".
И подлинно, прошли шагов десятков пять,
Собаки начали помалу затихать,
И стало, наконец, совсем их не слыхать.
______________
Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают, да отстанут.
1) Стихотворение. 2) Рассказ. 3) Сказка. 4) Басня.
-3-
Не видно птиц. Покорно чахнет лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, в кустах свалялася трава, и, под дождём осенним тлея, чернеет тёмная листва...
1) Стихотворение. 2) Рассказ. 3) Сказка. 4) Басня.
3. Внимательно прочитай текст. Выбери пословицу (поговорку) из трёх предложенных, которая подходит к этой басне. Обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
Садовник и сыновья
Л. Толстой
Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал:
- Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду поищите, что там спрятано.
Дети подумали, что там клад, и, когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали, что стало плода родиться больше. И стали они богаты.
Пословицы (поговорки):
1) Сам стар, да душа молода.
2) Без труда нет плода.
3) Доброе дело - правду говоришь смело.
4. Внимательно прочитай предложение. Из трёх ответов выбери правильное значение подчеркнутого выражения. Обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
Валя плакала навзрыд.
Варианты ответов:
1) очень громко;
2) с громкими рыданиями;
3) хныкала.
5. Выбери из данных ответов правильный.
Кто автор повести-сказки “Винни-Пух и Все-Все-Все”? Обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
1) Дж. Родари;
2) К. Чуковский;
3) А. Милн.
Вариант 3. Класс_________________Ф.И______________________
Внимательно прочитай текст. Ответь на вопросы, данные после текста. Выбери из трёх ответов один правильный. Обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
Кто в погребе?
Э. Шим
Кто-то в нашем погребе пьёт молоко.
Поставит бабушка кринку, накроет её блюдечком. Утром приходит - блюдечко сдвинуто, молоко тронуто. Чуть-чуть.
Пьют молоко, но понемножку...
- Дед, - говорит бабушка, - посмотри, кто в наш погреб лазает!
- И смотреть нечего, - отвечает дед. - Никто лазать не может. Затворяй дверь покрепче.
Закрывает бабушка дверь покрепче. Проверяет, нету ли щёлочки. Нигде нет ни дырочки, ни щёлочки, даже труба вытяжная металлической сеткой затянута.
А блюдце опять сдвинуто, молоко опять тронуто.
Кто-то пьёт понемножку.
- Дед, придумай, как вора изловить!
Дедушка подумал-подумал, советует:
- Поставь в погребе черепок, наливай туда молоко. И никто большую посуду не тронет.
Послушалась бабушка. плеснула в черепок молока, поставила в углу на земляной пол. Утром приходит - блюдце не сдвинуто, кринка цела. Зато в черепке молоко исчезло...
Больше не спрашивает бабушка. кто появился в погребе. Подливает в черепок молока, не жалеет. Лишь бы горшки да кринки сохранить! Откупается бабушка от неизвестного грабителя...
Дед мне подмигивает:
- Знаешь кто в погребе? Змея. Только не кусачая, добрая... Называется -уж.
- А зачем ты его молоком поишь?
- Он полезный. Мышей ловит.
- А почему про него бабушке не говоришь?
- Дак она женщина! Скажешь ей - она шибче напугается!
Ответь на поставленные вопросы :
I. В каком предложении выражена главная мысль?
1) - Знаешь кто в погребе? Змея. Только не кусачая, добрая... Называется - уж.
2) Кто-то в нашем погребе пьёт молоко.
3) Откупается бабушка от неизвестного грабителя...
II. Почему дед дал точный совет бабушке?
4) знал о пользе ужа;
5) боялся, что бабушка испугается;
6) знал обо всём на свете.
III. Для чего стала бабушка молоко в черепок подливать?
7) мышей поила;
8) ежа кормила;
9) чтобы молоко в горшках сохранить.
2. Внимательно прочитай предложенные тексты. Определи жанр каждого текста. Выбери из четырех ответов один правильный. Обведи после текста кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
-1-
Лягушки
В болотце довольно ворочаются и урчат лягушки. Высовывают из воды мокрые пучеглазые головы, раздувают голубоватые горлышки, дрыгают пятнистыми лапками, разгоняя водяные круги. Нежатся и блаженствуют. А по болотным закраинам ещё снег белеет! Каково-то им голым в ледяной воде?
- Каково, каково? - спрашиваю.
"Урра, уррра!" - отвечают лягушки.
И во все глаза смотрят, что я стану делать. Неужели думают, что и я к ним в ледяную воду полезу? Нашли дурака!
1) Стихотворение. 2) Рассказ. 3) Сказка. 4) Басня.
-2-
Петух и жемчужное зерно
Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: "Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно."
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
1) Стихотворение. 2) Рассказ. 3) Сказка. 4) Басня.
-3-
Снег
Огонь осенний сжег леса, и убран снег с полей. Голодный ветер злей да злей с земли кричит под небеса: "Дай снега! Снега дай земле!" Но неподвижна синева, и бьётся ржавая трава и день, и ночь в холодной мгле.
1) Стихотворение. 2) Рассказ. 3) Сказка. 4) Басня.
3. Внимательно прочитай текст. Выбери пословицу (поговорку) из трёх предложенных, которая подходит к этой басне. Обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
Лев и Мышь
Л. Толстой
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня отпустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро".
Пословицы (поговорки):
1) Не всяк умён, кто с головой.
2) Какову чашу другу налил, такову и самому пить.
3) Без труда не вытянешь рыбку из пруда.
4. Внимательно прочитай предложение. Из трёх ответов выбери правильное значение подчеркнутого слова. Обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
Там Королевич мимоходом пленяет грозного царя.
Варианты ответов:
1) берёт в плен; 2) уничтожает; 3) выслеживает.
5. Выбери из данных ответов правильный.
Сид, Бекки, Гек, индеец Джо, судья Тетчер, Том. Кто автор повести, из которой взяты эти имена?
1) М. Твен; 2) Дж. Свифт; 3) А. Линдгрен.
Вариант 3. Класс___________Ф.И.
Внимательно прочитай текст. Ответь на вопросы, данные после текста. Выбери из трёх ответов один правильный. Обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
Война с грибами
Э. Шим
Едет по лесу телега, подпрыгивает, стучит колёсами по корням.
- Н-но!.. - сердито покрикивает дедушка.
В телеге трясутся новые плетёные корзины. Такие громадные, что я в каждой из них помещусь с головой.
Въезжаем в березняк. Тут просторно, светло. Половина листьев уже осыпалась. А они всё падают и падают ... Птица качнёт ветку - и потекли с неё листья.
- Тпр-р-ру!.. - командует дедушка. - Приехали.
У берёзовых корней растут грибы-опёнки. Их много, растут целыми семьями, толпами. И все красавцы: как будто в солнечном загаре, как будто в весёлых веснушках. Края шляпок растрескались и завиваются колечком.
Все другие грибы - подосиновики, грузди, рыжики - дедушка собирает осторожно. Срезает ножичком. А опята он вырывает с корнем! С треском! Прямо десятками...
Я-то знаю, отчего он их не любит. Оттого, что они вредители. Нападают на больное дерево и губят его. И дедушка их собирает так, будто воюет с ними.
Вечером мы созываем гостей, мама жарит наши грибы в сметане. Полны на столе сковородки! Гости не нахвалятся опятами. Но дедушка не ест, молчит.
Лишь когда очищены сковородки, дедушка веселеет. Я его понимаю. Мы с ним перемигиваемся: отомстили-таки.
Ответь на поставленные вопросы :
I. В каком предложении выражена главная мысль?
1) Но дедушка не ест, молчит.
2) Я-то знаю, отчего он их не любит.
3) Нападают на больное дерево и губят его.
II. Почему вечером радовались дед с внуком?
4) всех грибами накормили;
5) в доме гости;
6) вредителей уничтожили.
III. Где росли опята?
7) у берёзовых корней;
8) в березняке;
9) в осенней листве.
2. Внимательно прочитай предложенные тексты. Определи жанр каждого текста. Выбери из четырех ответов один правильный. После текста обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
-1-
Кузнечик
На опушке зелёные кузнечики - кузнецы куют - звенят весёлые молоточки! Расселись кузнечики по цветам, стебелькам и листьям - куют наперебой во все крылышки. Ведь кузнечики не молоточками стучат, а крылышками стучат. Трут крылышко о крылышко, как ладонь о ладонь. На одном крылышке у них особые зубчики, на другом - особые жилки. Зубчики трутся о жилки, получается стрекотание, очень похожее издали на весёлый и быстрый перестук деловых молоточков. За это и назвали их кузнечиками - кузнецами. Хорошо назвали. Лучше, наверное, и не придумаешь.
1) Стихотворение. 2) Рассказ. 3) Сказка. 4) Басня.
-2-
Лисица и виноград
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла и уходя прочь, сказала сама себе: "Они ещё зеленые!"
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что нет сил, а винят в этом обстоятельства.
1) Стихотворение. 2) Рассказ. 3) Сказка. 4) Басня.
-3-
Не видно птиц. Покорно чахнет лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, в кустах свалялася трава, и, под дождём осенним тлея, чернеет тёмная листва...
1) Стихотворение. 2) Рассказ. 3) Сказка. 4) Басня.
3. Внимательно прочитай текст. Выбери пословицу (поговорку) из трёх предложенных, которая подходит к этой басне. Обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
Садовник и сыновья
Л.Толстой
Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал:
- Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду поищите, что там спрятано.
Дети подумали, что там клад, и, когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали, что стало плода родиться больше. И стали они богаты.
Пословицы (поговорки):
1) Сам стар, да душа молода.
2) Без труда нет плода.
3) Доброе дело - правду говоришь смело.
4. Внимательно прочитай предложение. Из трёх ответов выбери правильное значение подчеркнутого выражения. Обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
Валя плакала навзрыд.
Варианты ответов:
1) очень громко;
2) с громкими рыданиями;
3) хныкала.
5. Выбери из данных ответов правильный. Обведи кружочком цифру, которая соответствует выбранному тобой ответу.
Кто автор повести-сказки “Винни-Пух и Все-Все-Все”?
1) Дж. Родари;
2) К. Чуковский;
3) А. Милн.
|